УслугиУслуги
ФотоФото

Онлайн-заказ
Минимальный заказ 50000 руб

Шелкография (трафаретная печать) - подробно о методе печати

8 июня 2021

Содержание статьи:

Шелкографию часто отождествляют с трафаретной печатью, путая более широкое и более узкое понятия. Поэтому для начала уточним определения. Трафаретная печать – это способ нанесения изображения через специальную форму, которая может быть сделана из разных материалов. А технология именно шелкографии подразумевает использование сетчатой печатной формы, напоминающей сито, сквозь ячейки которого краска проникает на изделие. Иногда используют сразу оба термина, называя метод шелкотрафаретным. Он продолжает набирать популярность, в том числе в полиграфии, поэтому важно представлять себе его технику, преимущества, недостатки и технологические ограничения.

История метода шелкографии

Шелкография – один из самых древних методов нанесения изображения на ткань. Ее история начинается еще в первобытные времена – это подтверждают археологические раскопки. Впервые такой способ появился на территории нынешнего Ливана.

Впрочем, в странах Восточной Азии это искусство действительно процветало. В Японии, к примеру, с помощью трафаретной печати украшали одежды и доспехи самураев. Сетку тогда делали из человеческих волос. Именно оттуда примерно в 14 веке технология проникла в Индию, а далее к 16 веку – в Европу, где постепенно развивалась несколько столетий. В 1750 году во Франции начали выпускать обои с рисунком, который наносили через трафарет.

С тех пор метод стремительно распространялся по Европе и США. В 1907 году в Манчестере был получен патент на применение в качестве сетки шелковой ткани, что и дало название «шелкография». В первой половине 20 века технологию стали применять для печати на самых разных материалах, например, стекле, а в 1955 году она проникла в полиграфию. С тех пор способ продолжает совершенствоваться, технологических ограничений становится меньше.

Шелкография

Современная технология трафаретной печати

Существует два варианта нанесения изображения с помощью шелкографии: прямой и трансферный. В первом случае изображение наносится непосредственно на запечатываемую поверхность, во втором сначала его делают на промежуточном носителе — в качестве промежуточного носителя может выступать полимерная пленка, либо силиконизированная бумага. Прямой метод распространен куда больше, обычно шелкографией считают именно его, поэтому его опишем более подробно.

Шелкография – современное производство

  • Принцип действия. Запечатываемый материал располагается на печатном станке, сверху устанавливается рама с готовым трафаретом, затем на раму наливают краску и с помощью специального приспособления для печати (ракеля) продавливают краску через трафарет. Проходя через пустые ячейки сетки, краска создает рисунок на материале.
  • Изготовление трафаретов. Это самое главное, что нужно для шелкографии. Для создания трафаретов берут алюминиевую или деревянную раму, с натянутой на нее полимерной сеткой и наносят на нее слой светочувствительного материала (фоторезиста), а также фотошаблон будущего изображения. (Потом форму с фотошаблоном будущего изображения помещают в специальное оборудование, в котором фотополимер отверждается под действием света. Фотошаблон служит барьером для излучения, таким образом на форме появляются участки с полимеризованным фотополимером и участки с неотвержденным фотополимером. После вымывания с сетки неотвержденного полимера на форме остается печатное изображение, идентичное с фотошаблоном.
  • Подготовка к печати. Одновременно с этим идет подготовка макетов по требованиям технологии с учетом возможностей оборудования. Так, выполняют цветоделение в редакторе растровой графики Photoshop или программе для работы с векторной графикой (Corel DRAW, Adobe Illustrator), чтобы исключить градиентные переходы.
  • Нанесение краски. После того как сделаны макет и трафарет, изображение печатается на изделии (в случае прямой шелкографии). Если используют метод трансферной трафаретной печати, краску через трафарет переносят на промежуточный носитель, а оттуда при воздействии температуры она переходит на ткань, керамику, пластик или картон.

Метод прямой шелкографии, нанесение краски через трафарет

Таким образом, для трафаретной печати не нужно какое-то особое сложное оборудование. Требуется опорный стол, на котором располагают и обрабатываемый материал, и печатную форму, которая состоит из рамы, металлической, полиэфирной или нейлоновой сетки и ракеля. Применяют достаточно вязкие сольвентные (в виде раствора) или пластизольные краски, дающий рельефный слой толщиной от 10 до 100 микрометров.

Сфера применения шелкографии

Шелкографию применяют для воспроизведения изображений и текстов на различных материалах в полиграфии и производстве широкого спектра изделий: от мелких сувениров и одежды до сложных электрических приборов. Технологию реализуют непосредственно на производстве вещей и на отдельных специализированных предприятиях. Вот основные направления:

  • Широкоформатная печать. Обычно это плоские изделия размером более 100*140 см, рекламного или информационно-коммерческого характера. Наиболее популярные примеры – дорожные знаки и указатели, перетяжки, афиши, баннеры, плакаты, крупные мешки и пакеты, гофрированная тара, вывески, элементы наружной рекламы.
  • Малоформатная печать. Изготовление плоских предметов из пластика, бумаги, картона, полимерной пленки, как правило, для коммерческих целей. Таким способом делают этикетки, рекламные листовки, брошюры и буклеты, всевозможные наклейки, упаковки, коробки и пакеты, а также различную представительскую продукцию: папки, фирменные бланки, конверты, открытки, визитки, таблички на двери кабинетов и т. п.
  • Индустриальная печать. Еще одно важное направление коммерческой шелкографии. Оно включает нанесение надписей, маркировок и изображений на промышленную продукцию: приборные панели и шкалы, клавиатуры, печатные платы, различные готовые изделия, например, резисторы или батарейки. Трафаретной печатью также наносят надписи и корпоративную символику на всевозможные бирки и шильды.
  • Декоративная шелкография. Изготовление сувенирной продукции: кружек, ручек, часов, зажигалок, брелоков, флешек, чехлов для мобильных телефонов, канцелярских товаров. Другой вариант – отделка посуды на производстве, брендирование кружек, бокалов и т. д. Важное направление – печать логотипов на футболках, кепках, куртках, отделка парусов и парашютов, изготовление флагов, вымпелов, шейных платков и пр.

Шелкография на футболке

Шелкография на текстильных изделиях

Шелкография на пакетах

Основные материалы изделий

Для трафаретной печати подходят самые разные материалы, натуральные и синтетические. Именно поэтому технологию можно применять для отделки и одежды, и посуды, и мебели, и сувенирной продукции, и в полиграфии. Перечислим самые распространенные материалы.

  • Текстиль. Это наиболее часто используемый материал. Применяют натуральные ткани (в первую очередь льняные и хлопковые) и синтетические: прежде всего, полиэстер и нейлон. На белых вещах печатают до 10-11 цветов (на нейлоне – до трех), на цветных – до пяти (на нейлоне – до двух): шестой или третий используют для подложки.
  • Пластик. Это различные синтетические полимеры: поливинилхлорид, полиэтилен и другие.
  • Дерево. Используют панели из массива, а также шпонированные прессованные плиты. Прямая трафаретная печать позволяет получить брендированные ящики или какие-то декоративные изделия, например, дизайнерский журнальный столик либо дверцы шкафа или комода. Также в последнее время стала актуальной подарочная упаковка из фанеры.
  • Картон и бумага. Это один из самых распространенных материалов в полиграфии, технология позволяет наносить изображение в несколько цветов. Если фон темный, очень красиво смотрится рисунок или текст, выполненный красками с металлизацией: золотой, серебряной или бронзовой, а также с эффектом свечения.

Для трафаретной печати подходят и другие материалы, используемые в последнее время реже: кожа, стекло и керамика. Стеклянные и фарфоровые или фаянсовые изделия можно оформить другими методами, например, эмалированием, а кожа в принципе не самый частый материал.

Преимущества шелкографии

Главная отличительная особенность трафаретной печати – нанесение изображение поверх основы через сетчатую форму. Краска не проникает в структуру материала, процессу не нужна связь с электронными устройствами. Это позволяет печатать на любом материале, а также обеспечивает технологии другие ее преимущества:

  • Печать на больших и предметах неправильной формы. Сетчатый трафарет можно расположить не только на плоском материале, но и на объемном изделии, например, сувенирной кружке или футбольном мяче. Размеры обрабатываемой поверхности почти не ограничены – баннер может быть длиной два и три метра. Тем более доступны форматы А3 или А2.
  • Большой выбор фактур и цветов. Плашечные цвета (чистые тона по каталогу Panton) получатся яркими и насыщенными. Если изображению нужно придать объем, краску можно вспенить. Для глянца можно покрыть изображение лаком, возможна печать ароматизированными лаками. Активно используют металлизированные краски с золотистым или серебристым эффектом, со свечением в темноте (люминесцентные, флуоресцентные).
  • Высокая стойкость изображения. Несмотря на то, что краска не проникает глубоко в структуру ткани, рисунок получается достаточно стойким. Он не выцветает на солнце долгое время, не выгорает от электрического освещения, медленно истирается. А при частых стирках презентабельный внешний вид сохраняется до года. Главное – аккуратный уход.

Конечно, кроме плюсов, шелкография имеет и существенные минусы. Во-первых, это сложная допечатная подготовка, из-за которой метод выгоден только при заказе хотя бы в 50 экземпляров, а лучше – от ста. К тому же при изменении рисунка придется переделывать и печатную форму. Во-вторых, метод подходит для воспроизведения только простых, лучше векторных изображений с четкими контурами и без градиентного окрашивания. В-третьих, значительный расход краски повышает стоимость работы.

Уход за вещами с шелкографией

Пожалуй, это еще один минус данной технологии. В целом, современные материалы для трафаретной печати обеспечивают достаточную стойкость изображений, чтобы они долго держались на ткани. Но все-таки вещи, отделанные таким способом, нуждаются в особенном режиме ухода и стирки. Перечислим основные рекомендации:

  • перед тем, как стирать, выверните вещи наизнанку, чтобы рисунок не трескался;
  • при автоматической стирке выставляйте деликатный режим в воде не горячее 40 °C, особенно если принты или надписи серебристого или золотистого оттенков;
  • альтернативные варианты – повседневный режим или ручная стирка, также в не очень горячей воде и с осторожным выжиманием;
  • применяйте моющие средства только щадящего действия и ни в коем случае не используйте отбеливатели или агрессивные порошки и кондиционеры;
  • выставляйте скорость автоматического отжима не более 600 оборотов в минуту;
  • отглаживайте вещи только с изнаночной стороны, лучше даже проложить ткань;
  • не отдавайте изделия с шелкографией в химическую чистку.

Шелкография и другие технологии

Конечно, техника шелкографии не является единственной – кроме нее распространены еще как минимум четыре альтернативных способа переноса изображения на ткань или другой материал. При этом нельзя сказать, что какой-то способ применяется более широко, а какой-то менее – просто у каждого есть плюсы и минусы, определяющие ограничение метода. Сравним шелкографию с четырьмя важнейшими альтернативными технологиями:

  • Шелкография и прямая печать. Первый способ имеет больше возможностей для печати спецэффектов, позволяет использовать фирменные пантоны, выгоден для тиражей от 50 штук. Второй способ требует минимальной подготовки для печати, поэтому выгоден для изготовления маленьких тиражей, позволяет делать тиражи с переменными данными, возможна печать по швам и молниям, отлично передает детали в полноцветных принтах.
  • Шелкография и флекс-пленки. Отличие термического переноса (термотрансфера) и шелкографии в том, что в первом случае используют специальную флекс-пленку, изображение на которой вырезается с помощью плоттера, а затем переносится на изделие под действием температуры. Такой принт позволяет недорого изготавливать вещи с персонализацией, но имеет свои ограничения по толщине линий и цветовому охвату).
  • Шелкография и сублимация. При сублимации краска проникает в изделие, не нарушая структуру ткани. В сублимации не используются белые чернила, поэтому такой способ подходит только для белых или очень светлых тканей из синтетики – именно в этом основная разница между таким способом и шелкографией. Альтернативный метод проще в подготовке макета и удобен даже для заказа из одного экземпляра, но при больших партиях трафаретная печать выйдет дешевле. Да и трафарет подходит для любых материалов.

Специалисты в области полиграфии считают, что в будущем метод шелкографии продолжит набирать популярность.

При использовании материалов - ссылка на наш сайт обязательна.

корпоративные сувениры

Cувенирная продукция!

доставка по всей россии

печать календарей ежедневники с логотипом

Акции и специальные предложения

Все акции
Онлайн-заказ товара